За последнюю неделю мы уделили достаточно внимания таким социальным сетям как Вконтакте и Твиттер. Сегодня же мы окунемся в историю зарождения Facebook, соцсети, которой пользуются более 500 миллионов человек. Вокруг исторических факторов ее развития «крутится» немало разногласий и противоречий.
Поэтому я решил отправиться на просторы буржуйского интернета и покопаться в авторитетных его источниках относительно вопросов, связанных с развитием Facebook. И так усаживайтесь поудобнее, перемещаемся на шесть лет назад.
В 2004 году Марк Цукерберг основал самую популярную социальную сеть в мире. Изначально она позиционировалась как уникальный плацдарм для общения студентов Гарварда. Марк даже не подозревал, что всего через две недели половина колледжа будет пользоваться его детищем, а через 4 месяца в сеть войдут более 30 колледжей страны. В этом ему помогли его друзья: Дастин Московиц и Крис Хьюз.
Как же в голову Марка Цукерберга пришла такая гениальная идея? По официальным данным, еще в средней школе автор почерпнул идею из книги, переходившей от ученика к ученику. В этой книге (Exeter Face Book) каждый школьник записывался (регистрировались), дабы в дальнейшем было легче найти своих одноклассников. Помимо бумаги, на эту забавную волокиту уходила уйма времени, пока Марк не принес эту идею в интернет. Так появился FaceBook.
Команда разработчиков вскоре переезжает в Пало Альто, где через пару недель Цукерберг знакомится с Шоном Паркером, бывшим совладельцем компании Napster. По прошествии некоторого времени Шон переезжает в штаб-квартиру Цукерберга и присоединяется к работе. Но любой проект нуждается в финансировании, тем более такой масштабный. Поэтому Шон Паркер, Питер Тиль (совладелец PayPal) и партнер Founders Fund принимают решение инвестировать в развитие социальной сети 500 тысяч американских долларов.
Появление такого перспективного конкурента на рынке не могло остаться незамеченным. Самая старая социальная сеть Friendster, насчитывающая порядка миллиона участников, предложила команде Марка 10 миллионов за его компанию. Цукерберг решительно отказался и по прошествии некоторого времени уже получил 12,7 млн.$ от Accel Partners, которая на то время оценивалась только в сто миллионов. В сентябре 2005 года разработчики Facebook предложили своим пользователям возможность загружать фото и делиться ними со своими друзьям. Это был огромный прорыв в сфере социальных сетей. И уже весной следующего года в активы компании вливается еще 25 млн. долларов от Greylock Partners и Meritech Capital. В сентябре Facebook стала доступной для всех желающих, достаточно было иметь собственный электронный ящик.
История деловых предложений по поводу покупки социальной сети Цукерберга на этом не закончилась. Той же весной компания Viacom предложила 750 миллионов долларов, от чего Марк снова отказался. Буквально через несколько месяцев, летом, представители Yahoo направились к Цукербкргу с предложением в 1 млрд! От такой суммы владелец Facebook отказываться не стал, и подтвердил свое согласие, хотя и в устной форме. Однако, буквально через пару дней, акции Yahoo резко покатились вниз, и речь уже шла не о миллиарде, а о восьмистах миллионах долларов, от чего Марк Цукерберг незамедлительно отказался.
Но в яркой жизни Facebook были и темные пятна. Бывший одноклассник Цукерберга (основатель социальной сети ConnectU) обвинил последнего в краже исходного кода. Иск был направлен в суд. На сегодняшний день разногласия по данному спору решены.
И, не глядя на затяжную судебную волокиту относительно данного иска, в 2007 году Facebook с невероятной скоростью расширял круг своих поклонников. Каждую неделю ряды «фейсбуковцев» пополнял 1 миллион новых участников. Социальная сеть за один месяц получала порядка сорока миллиардов просмотров.
На сегодняшний день наблюдается бурный рост пользователей в демографическом и интернациональном плане. Более 11% участников сети – это люди старше 35 лет. 15% составляют только канадцы. По данным сетевого мониторинга, пользователи Facebook признаны самыми активными в Интернете, в среднем они ежедневно тратят 19 минут на интернет-серфинг. Социальная сеть Facebook заняла пятое место среди самых посещаемых сайтов США.