Такой миф вызван в скорее из-за того, что в интернет-пространстве в разных странах существуют web-сайты, в значительной степени напоминающие дизайн социальной сети ВКонтакте. Практически в каждой стране имеется подобного рода Интернет-ресурс.
Еще в марте Павел Дуров призывал участников социальной сети ВКонтакте пользоваться сайтами иностранных соцсетей для поиска и привлечения друзей из других стран. Такого рода пропагандой он продолжает заниматься до сих пор, потому как даже если перевести интерфейс ВКонтакте на другие языки, основная часть иностранной аудитории все-таки останется зарегистрированной на соответствующих, так сказать, родных сайтах.
В то время Павел обращал внимание участников сети на некоторое внешнее сходство с иностранными социальными сетями. Подобного рода колоночная структура таких ресурсов впервые была опубликована в известной книге, посвященной вопросам дизайна (The CSS Anthology) и со временем приняла облик, так сказать, эталона для многих соцсетей. Тем не менее, внешнее сходство в плане дизайна социальной сети Вконтакте и любого из этих Интернет-ресурсов приводится в качестве свидетельства факта так называемого заимствования (плагиата).
Люди, которые разбираются в вопросах веб-дизайна и знают как работать с каскадными таблицами стилей CSS, понимают, как легко поменять местами основные колонки сайта, сменить цветовую раскраску на другую, изменить дизайн сайта до неузнаваемости. Зачастую такой процесс занимает полчаса работы. В то же время, наиболее трудоемкая работа во время разработки интернет-проекта такого как ВКонтакте относится к созданию внутреннего PHP кода, структурирования и проектирования баз данных, точной настройки серверов и т.д.
Такую масштабную работу нереально откуда-то скопировать, потому как высокотехнологичные разработки подобного рода представляют собой наибольшую ценность и поэтому строго засекречены. По этой причине нет возможности, к примеру, скопировать поисковый интернет-проект Google, превратив копию в еще один поисковик. Всю работу нужно делать самостоятельно, при чем с нуля. С нуля была написана любая социальная сеть в стране.
В виду вышесказанного возникает вопрос: зачем тогда придерживаться единых стандартов и разрабатывать внешне практически идентичные сайты, если технологии web-дизайна предоставляют возможность за несколько минут изменить визуальное впечатление от Интернет-ресурса практически до неузнаваемости?
Павел Дуров считает, что социальные сети предназначаются непосредственно для объединения, а не для разъединения их участников. В этом и заключается философия социального проекта ВКонтакте. Когда проектировалась сеть ВКонтакте, разработчики не хотели, чтобы он превратился в еще один водораздел между Россией и остальными странами мира.
Социальная сеть Вконтакте изначально готовит своих участников к тому, чтобы они смогли, если так им будет угодно, пользоваться аналогичными соцсетями других стран с целью поиска иностранных знакомых, родственников и друзей. В таком случаем пользователям будет легко разобраться в иностранных социальных сервисах, даже если они плохо знают язык, потому как они уже привыкли к похожему интерфейсу Вконтакте. Аналогичным образом иностранные гости смогут быстро понять логику интерфейса нашей социальной сети, если их будет интересовать поиск друзей по русскоязычной базе.
Однако забавен тот факт, что даже если бы радикальным образом изменить дизайн социальной сети, это вряд ли бы избавило Вконтакте от обвинений в заимствовании и плагиате. Обвинения подобного рода всегда преследуют любой масштабный проект. Павел говорит, что даже их американских коллег, которые являются практически родоначальниками мира социальных сетей, по нескольку раз в год забрасывают обвинениями в краже кода.
С нашей отечественной социальной сетью все значительно проще: ни одна российская или зарубежная организация не станет обвинять ВКонтакте в "плагиате". Ведь это просто глупо, потому как иностранные разработчики аналогичных ресурсов знают о том, на основе чего определяется сходство интерфейсов. Вконтакте имеет очень крепкие дружеские отношения и с американскими, и с китайскими, и с немецкими коллегами. «Мы часто обмениваемся идеями или пытаемся, вырабатываем общие принципы», - говорит Павел.